8% непрожитых лет жизни утонули в газировке
Пандемия внесла свои коррективы в приоритеты расходования средств, выделяемых на здравоохранение. Основные затраты взяло на себя государство. Но в доковидную эпоху, в 2016 году расходы из собственных средств пациентов, в соответствии с классификацией поставщиков медицинских услуг, достигли 580 529 743 920 тенге, что эквивалентно 35,56% от общих расходов на здравоохранение. (данные по общим медицинским расходам в 2016 году были получены из Национальных счетов здравоохранения Республики Казахстан). За свое драгоценное (во всех смыслах) здоровье граждане выложили 580 миллиардов тенге! Есть ли способ платить меньше? Есть! Это акциз на сахарсодержащие напитки.
Доля общих медицинских расходов в Казахстане была оценена для двух групп заболеваний, связанных с потреблением сахарсодержащих напитков: эндокринные и метаболические заболевания (включая диабет) и сердечно-сосудистые заболевания. Приблизительно 8,1 процента от общего количества непрожитых лет жизни, связанных с перечисленными болезнями, связаны с потреблением сахарсодержащих напитков в Казахстане. Непрожитые годы жизни можно было бы интерпретировать как косвенный показатель потерянного дохода из-за преждевременной смертности среди населения, потребляющего ССН.
Всемирный фонд исследования рака рекомендует ввести налог на сахарсодержащие напитки, который привел бы к повышению цены как минимум на 20 процентов, чтобы способствовать снижению потребления (WCRF 2018). Экономия медицинских расходов на лечении заболеваний, связанных с потреблением сахарсодержащих напитков, и прирост доходов из-за увеличения продолжительности периода трудоспособности компенсируют регрессивность налога и приводят к чистому положительному воздействию на доходы домохозяйств. Это лучше всего интерпретировать как долгосрочный эффект от акцизных налогов.
Налог на сахарсодержащие напитки может выступать сдерживающим фактором потребления для новых поколений, которые и являются основными потребителями сладкой «газировки», и стимулировать производителей менять рецептуру продукции. Например, компании в Великобритании поменяли состав своей продукции в ожидании налога на сахаросодержащие напитки, который должен был вступить в силу через два года после объявления (Pym 2018).
Долгосрочное воздействие на здоровье и доходы от занятости может возрасти, если налог будет сопровождаться кампаниями по пропаганде здорового питания, физической активности, регулированием маркировки и рекламы, а также другими политическими мерами, направленными на преобразование среды, способствующей ожирению.
Для достижения наилучших результатов введение налога на ССН в Казахстане должно сопровождаться ограничениями на рекламу вредных для здоровья продуктов. Например, исследование телевизионной рекламы в стране в 2019 году показало, что большинство рекламируемых продуктов питания и напитков (72,3 процента) запрещены для рекламы детям, в соответствии с моделью ВОЗ (WHO 2019). 22% рекламы в Казахстане были посвящены напиткам с добавлением сахара, за ними следовали шоколад, кондитерские изделия из сахара и энергетические батончики (WHO 2019).
Конкретная схема налога будет зависеть от существующей налоговой системы и нормативно- правовой базы, но Всемирный фонд исследования рака и ВОЗ рекомендуют ввести специальный акцизный налог, основанный на содержании сахара или объеме продукции. Такой акциз приводит к более высокому относительному росту цен и препятствует переходу потребителей на более дешевые, но одинаково вредные для здоровья продукты-заменители (WCRF 2018).