Лимонадный ликбез-3. Почему надо повышать налоги на сахарсодержащие напитки?
Сахарсодержащие напитки (ССН) наносят вред индивидуальному потребителю (отрицательные внутренние факторы) и другим членам общества (отрицательные внешние эффекты). Внутренние факторы - это долгосрочные издержки для индивидуального здоровья, которые люди не учитывают при принятии решений о потреблении (Griffith, O ́Connell, and Smith, 2018).
Внешние факторы обычно связаны с высокими затратами на здравоохранение, связанными с лечением ожирения и неинфекционных заболеваний (НИЗ), связанных с питанием, а также с потерей производительности. Эти внутренние и внешние затраты не отражаются в ценах на сахаросодержащие напитки.
Несовершенная информация, негативные внутренние и внешние факторы - это ситуации сбоя рынка, в которых рыночные силы приводят к снижению общественного благосостояния. Сахар и ССН можно считать «недостойными товарами», наряду с табаком, алкоголем и легкими наркотиками. Ненужные товары, как правило, производятся в избытке и потребляются, если они предоставляются рыночным силам, потому что потребители недооценивают затраты и переоценивают выгоды от своего потребления.
Налогообложение сахаросодержащих напитков - это эффективный политический рычаг, доступный правительствам для исправления этих рыночных сбоев и повышения общественного благосостояния (Allcott, Lockwood, and Taubinsky, 2019b; Finch, Briggs, and Tallack, 2020; Griffith, O ́Connell, and Smith, 2018).
Разработка и внедрение успешного налога на сахаросодержащие напитки требует четкого понимания путей воздействия, посредством которых можно ожидать, что налоги на сахаросодержащие напитки приведут к конкретным результатам. Четыре ключевых механизма, через которые действуют налоги на ССН:
- Повышение розничных цен
- Повышение осведомленности общественности
- Стимулирование неценовой реакции (например, изменение рецептуры продукта)
- Получение государственных доходов (которые могут быть направлены на программы / инициативы, улучшающие общественное благосостояние)