Главная \ Кому спасение – бедному или богатому?

Кому спасение – бедному или богатому?

Предыдущая Следующая
Кому спасение – бедному или богатому?
Кому спасение – бедному или богатому?

Один из традиционных упреков, адресуемых индустрией сахарсодержащих газированных напитков в адрес акцизов, является видимая несправедливость: бедные вроде как пострадают больше богатых. Признается, что воздействие акцизов на здоровье может принести пользу группам лиц с более низким доходом, но ведь это будет в долгосрочной перспективе. Пока же общая проблема, связанная с налогами на сахаросодержащие напитки, заключается в том, что они носят регрессивный характер; то есть налоговое бремя непропорционально ложится на тех, у кого низкий доход.

Так ли это? Каждый может высказать свое мнение, но что говорят результаты исследований?

Хотя повышение цен в результате налогов на сахаросодержащие напитки действительно может стать большим краткосрочным бременем для домохозяйств с низкими доходами, наибольшие выгоды также могут получить отдельные потребители с низкими доходами, - а именно, те из них, которые активно реагируют на изменения цен, показывает исследование Sassi et al., 2018. Финансовое бремя людей с низким доходом также следует рассматривать в более широком смысле, считают исследователи, чем просто увеличение расходов на сахаросодержащие напитки. В долгосрочной перспективе сокращение потребления сахаросодержащих напитков и болезней, связанных с сахаросодержащими напитками, приведет к тому, что люди будут меньше тратить на медицинские расходы и зарабатывать больше за счет увеличения продолжительности продуктивной жизни.

В Казахстане, когда был проведен расширенный анализ затрат и выгод для расчета эффекта чистой прибыли от налога на сахаросодержащие напитки, включая влияние на расходы домохозяйств на сладкую газировку, личные расходы на медицинские расходы, связанные болезнями, возникающими вследствие избыточного потребления пустых калорий , и производительности за счет увеличения продолжительности трудовой жизни, домохозяйства с низкими доходами в долгосрочном плане в относительном выражении выиграли от налога больше, чем семьи с более высокими доходами (Всемирный банк, 2019).

Несмотря на то, что большинство исследований, в которых моделировались потенциальные распределительные воздействия налогов на сахаросодержащие напитки, показали, что от групп с более низким доходом можно ожидать наибольшую пользу для здоровья (Eyles et al., 2012; Finkelstein et al. 2010; Sharma et al., 2014), есть и противоположные мнения.

Saxena et al. (2019b) прогнозируют, что акцизный налог на сахаросодержащие напитки в размере 6 филиппинских песо за литр, введенный на Филиппинах, предотвратит больше смертей среди людей с более высоким доходом, чем среди людей с низким доходом. Bourke и Veerman (2018) аналогичным образом предсказали, что гипотетический налог для сахаросодержащих напитков в Индонезии принесет гораздо больше пользы для здоровья домохозяйств с более высокими доходами, чем семей с более низкими доходами. Почему в Индонезии и на Филиппинах, этих двух тропических, островных государствах, результаты исследований выбиваются из общего тренда? Возможно, вследствие разных критериев материальной обеспеченности?

А вот на основании гипотетических 20-процентных налогов на сахаросодержащие напитки в Соединенном Королевстве (Briggs et al. 2013a) и Ирландии (Briggs et al. 2013b) не было предсказано никаких существенных различий в воздействии на здоровье в зависимости от группы доходов. Собственно говоря, вопрос и не принципиальный – в любом случае, для бедных, для богатых ли, но польза для общественного здоровья от введения акцизов на сахарсодержащие напитки несомненна.

Помимо этого, в обоих этих исследованиях было также предсказано, что наибольшее воздействие на здоровье от этих налогов будет в более молодых возрастных группах (до 30 лет), которые являются крупнейшими потребителями сахаросодержащих напитков (Briggs et al. 2013a, 2013b).

Briggs et al. 2013a предположил, что этот эффект может частично объяснить, почему положительное влияние гипотетического 20-процентного налога на потребление сахаросодержащих напитков является относительно большим, по сравнению с относительно умеренным снижением распространенности ожирения (1,3 процента). Это происходит потому, что показатели ожирения выше среди пожилых людей, которые являются наименьшими потребителями сахаросодержащих напитков. Таким образом, основная целевая группа производителей сахарсодержащих газированных напитков, - это молодежь, независимо от уровня благосостояния. Да индустрия, собственно, этого и не скрывают.

Поделиться:

Теги: сахарсодержащие напитки SSB