Как на войне: смертность от неинфекционных заболеваний в Казахстане стремительно выросла.
За январь–июнь 2021 года численность умерших в РК увеличилась сразу на 17,8% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее, до 76,6 тысяч человек, сообщает - аналитический портал о бизнесе и финансах Finprom.kz. Причем чуть ли не вдвое чаще умирают горожане - в сёлах численность умерших выросла на 12,2%, до 28,5 тыс. человек, в городах — на 21,5%, до 48 тыс. человек. И большинство среди умерших – мужчины: 41 тыс. (рост — на 16,5% за год), женщин умерло меньше — 35,6 тысяч, но рост смертности среди женщин больше на 19,4%.
Интерпретация приведенной статистики – дело неблагодарное. На протяжении последних пяти лет смертность в республике оставалась на примерно одном и том же уровне – плюс 0,3 процента, минус 2,5 процента. А тут – прирост почти на 18 процентов сразу! Почему? Пандемия коронавируса? Но от него за всю пандемию, если верить официальное статистике, скончалось 11300 человек (к 3 октября 2021 года). Какова причина остальной избыточной смертности?
Почему такой резкий разрыв в смертности между горожанами и селянами? Если бы дело касалось ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, вопросов бы не возникло – на селе слабая диагностика. Но смертность… вроде бы смерть в статистике не утаишь.
Ни в одном из 17 регионов страны в текущем году не было зарегистрировано снижение уровня смертности. Самый высокий рост фатальных исходов зафиксирован в Алматы, самый низкий — в Кызылординской области (на 1,6%, до 2,4 тыс. человек). То есть в южной столице, где сосредоточены флагманские государственные медицинские учреждения и в изобилии частные медицинские центры, картина печальнейшая, зато на кызылординских просторах – просто сердце радуется. Отчего бы такое? Чем меньше лечат – тем больше выживают? Воздух в Приаралье такой целебный?
В разрезе причин смертности самая частая — болезни системы кровообращения: 24,2% случаев, или 18,6 тыс. человек, — на 18,6% больше. В том числе - Finprom.kz берет данные у Бюро национальной статистики АСПиР РК, а те подразделяют именно таким образом, - смертность от ишемической болезни сердца (к июню 2021 по сравнению с июнем 2020) выросла более чем на 25%, от острого инфаркта миокарда на 20%, от стенокардии на 89 процентов.
За последние годы, кардиология, несомненно, далеко ушла вперед, но все-таки любопытно – а как считали? Если больной, к примеру, страдал ишемической болезнью сердца с выраженной стенокардией и помер от инфаркта миокарда, то в какую графу отнесет его кончину Бюро национальной статистики?
Одно несомненно, - несмотря на все статистические ляпы, видно, что даже в тяжелые годы пандемии основную долю смертности дают не инфекции (минус 18%) и даже не болезни органов дыхания (плюс 8,5%). И даже не грипп, не ОРЗ, не пневмония (плюс 12%) и, возможно, маскирующийся под них коронавирус. Главными убийцами казахстанцев остаются неинфекционные заболевания, во многом являющиеся следствием образа жизни, неправильного питания, вредных привычек и зависимостей. Но это, как говаривал телеведущий Леонид Каневский, уже совсем другая история.