Главная \ Открытое письмо первому заместителю руководителя Администрации Президента  Республики Казахстан Тимуру Сулейменову

Открытое письмо Первому заместителю руководителя Администрации Президента  Республики Казахстан Тимуру Сулейменову

Предыдущая Следующая
Открытое письмо первому заместителю руководителя Администрации Президента  Республики Казахстан Тимуру Сулейменову
Открытое письмо первому заместителю  руководителя Администрации Президента   Республики Казахстан Тимуру Сулейменову

Первому заместителю

Руководителя Администрации Президента

 Республики Казахстан

 

Тимур Муратович!

Национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма» (далее - Коалиция) выражает серьезную обеспокоенность Вашей неоднозначной ролью в продвижении особых преференций в законопроекте РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый законопроект), который в настоящее время обсуждается в Правительстве.

По данному поводу Коалиция уже обращалась к Премьер-министру А. Смаилову в апреле, с просьбой не поддерживать исключительные преференции изделиям с нагреваемым табаком (далее - ИНТ) в виде чрезвычайно низких ставок акцизов на табак и нового термина ИНТ, который противоречит национальному законодательству (прилагаем). Как указывают наши источники информации, Вы содействовали в проведении встречи 31 марта с Правительством, где Philipp Morris Int (далее - PMI) требовал от Министерства здравоохранения РК (МЗ РК) устранения запрета выкладки для ИНТ и уравнивания ИНТ (IQOS&Glo) к сигаретам через ослабление терминологии, и даже представил позже через Министерство национальной экономики РК (МНЭ РК) свой вариант термина ИНТ.

К чести МЗ РК, они смогли отстоять действующую редакцию, а вот МНЭ РК не было столь принципиальным и пошли навстречу американскому производителю, в ущерб интересам бюджета и здоровья населения, а именно, дали PMI баснословные преференции в виде:

  1. карликовые ставки акцизов с 75% скидкой, когда в 2031 г. ставка ИНТ составит лишь 7340 тг./1000 шт (уже сейчас ставка сигарет составляет 12300 т./1000 шт);
  2. 10 лет вышеуказанной скидки с мизерным 10% ростом за этот срок, в то время как на сигареты 3 года и 40% ежегодного роста; 

При таком сценарии, который уже почти принят в МНЭ, несмотря на возражения МЗ РК, государственная казна НЕДОПОЛУЧИТ 46,1 млрд тг. и 84,6 млрд тг в 2022 г. и 2023 г. соответственно. В случае принятия столь низких ставок в 2022 г, производители ИНТ будут вносить в бюджет не более 20 млрд тг. в год, тогда как потенциал сбора с данных акцизов (с учетом роста потребления) составляет не менее 70 млрд тг в год! Для примера, госбюджет Украины собирал до войны поштучных акцизов со стиков сумму соответствующую 195 млрд тенге в год. Что за особые преференции для ИНТ?

 

Но и этих преференций им мало, они в настоящее время упорно заставляют МЗ РК проводить с ними рабочую группу «для выработки рекомендаций по решению проблемных вопросов» PMI, что является вопиющим фактом лоббирования коммерческих интересов и нарушением обязательств статьи 5.3 Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе с табаком (далее - РКБТ ВОЗ). У МЗ РК и табачной индустрии диаметрально противоположные позиции, и на чаше весов должно всегда перетягивать здоровье.

Но и этого мало табачной индустрии! Они попросили убрать поштучное исчисление акцизов на ИНТ, вернув невыгодный расчет на килограммы содержащегося табака, хотя завоз IQOS происходит в штуках, а также желают убрать 10% акциза на их девайсы. Под давлением МНЭ РК пришлось отказаться от планов по поштучному сбору с ИНТ и девайсов, хотя потенциал сбора при таком раскладе был бы не менее 90 млрд тенге. ИНТ идеальный и очень стабильный источник дохода в госбюджет, но Вы упорно помогаете замаскировать его.

Понятно, что их беспокоят исключительно коммерческий интерес и прибыли ввиду высокой популярности и доступности IQOS и девайсов, и они не скрывают своих бизнес-аппетитов, но что мотивирует Вас? Это Вы организовываете встречи на самом высшем уровне, заставляете идти МНЭ и МЗ на такие грандиозные уступки? Благо административный ресурс руководителя Администрации Президента позволяет Вам многое!

Ранее подобные услуги предоставляла единственный учредитель благотворительного фонда «Дегдар», который получал около 1 млн долларов в год на благотворительные оперные концерты. Я могу предоставить общественности информацию, как широко известная фамилия учредителя снимала важные для здоровья народа поправки, лоббировала закрепление благотворительности табачной индустрии в законодательстве.

Достоверно известно, что Вы в срочном порядке инициируете 7 мая обсуждение в АП, где будет приняты предложения Налогового законопроекта с 10-летним преференциями для ИНТ и карликовыми ставками (75% скидки), а также устранение нового источника дохода госбюджета в виде 10% акциза на табачные девайсы. Столь противоречивые нормы служат исключительно коммерческим интересам только одной компании, - PMI, - и приведут к повышению бремени неинфекционных заболеваний, и в результате росту смертности населения, а также снижению поступлений в госбюджет.

Будучи министром по экономике и финансовой политике Вы успешно пролоббировали низкие ставки для табачной индустрии в странах Таможенного союза путем принятия Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию с мизерными ставками и мерами сдерживания роста ставок в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане и России. В 2014 году Вы получили за создание и продвижение данного Соглашения анти-премию «Грязная пепельница», что доказывает Вашу лояльность к табачной индустрии и отсутствие приверженности интересам защиты здоровья и страны.

Если на совещании сегодня будут поддержаны вышеуказанные преференции, Коалиция будет вынуждена присудить Вам «Грязную пепельницу» 2022 и зарегистрировать данный кейс на международных платформах наблюдателей за табачной деятельностью с последующей публикацией в международных изданиях. В настоящее время, с учетом признаков лоббирования интересов табачной индустрии, Коалиция уже обратилась к ВОЗ и Секретариату РКБТ ВОЗ с требованием немедленного вмешательства и восстановления соблюдений международных обязательств перед РКБТ ВОЗ.    

Вместе с тем, Коалиция считает нужным просить Вас вернуть на доработку данный   Налоговый законопроект, а также:

  1. Сохранить полное приравниванию ставок акциза на ИНТ к ставкам акцизов на сигареты (с фильтром и без);
  2. Вернуться к трехлетнему плану акцизной политики в отношении ИНТ, по аналогии с акцизной политикой в отношении всех остальных табачных изделий.

 

 Садыкова Джамиля                                         лидер Коалиции

 

Поделиться:

Теги: закон акциз ИНТ никотин налоги лобби