Главная \ Темная энергия

Темная энергия

Предыдущая Следующая
Темная энергия
Темная энергия

 

Проблема энергетических напитков в Казахстане созрела и перезрела

- В обществе широко обсуждается необходимость введения запрета на продажу энергетических напитков подросткам. Правительству следует изучить этот вопрос и принять конкретное решение, - сказал Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

С той поры прошло 11 месяцев. Правительство вопрос не изучило.

Ничего удивительного в этом нет. В нашей стране не только не проводилось серьезных исследований на эту тему, но даже и статистики приличной не найдешь, где бы энергетические напитки были выделены от прочих сахарсодержащих лимонадов, и их потребление можно было бы объективно и количественно посчитать.

Однако эта проблема глобальная, исследования воздействия энергетиков на здоровье детей и подростков в мире все же имеются. Самый «популярный», сам собой напрашивающийся вопрос, которым задаются исследователи – какова связь между потреблением энергетиков и рискованным поведением, таким как употребление психоактивных веществ? Я насчитал 17 работ на эту тему, и это, разумеется, далеко не всё.

Это как древняя загадка – что появилось раньше, курица или яйцо? Так и здесь, - что первично, что вторично? Подросток приобретает привычку к рискованному поведению, потому что злоупотребляет энергетическими напитками, или он пьет энергетики, потому что имеет природную склонность к потреблению возбуждающих психику средств? Пока он ребенок, он довольствуется энергетиками. Как подрастет, начнет искать что-нибудь поинтереснее.

За неимением казахстанских работ на эту тему, почитаем зарубежные. Будем надеяться, что во всем мире тинэйджеры, в принципе, сходны между собой. Вот очень солидное австралийское исследование Теган Нусс, Белинда Морли на школьниках 12-17 лет. К счастью, только 8% из юных австралийцев постоянные потребители энергетических напитков. В Казахстане, для сравнения, ежедневных потребителей среди школьников от 3% (скромная оценка Национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ)) до 17,5%. Что их отличает?

Как обнаружили исследователи, существует четкая связь между потреблением энергетиков и…

  • Принадлежностью к мужскому полу
  • Большими еженедельными расходами
  • Большим потреблением фастфуда и прочих неполезных закусок
  • Большим потреблением сладких напитков и подслащенных соков
  • Слишком короткой продолжительностью сна

Как и полагается ученым, австралийцы честно отметили, что не обнаружили никакой взаимосвязи между потреблением энергетических напитков и…

  • Неблагополучием семьи
  • Географическим положением
  • Потреблением овощей и фруктов
  • Физической активностью
  • Сидячим времяпровождением перед экраном

Исследователи указывают, что содержание пустых калорий, с нулевой пищевой ценностью, в энергетиках зашкаливает за все разумные пределы – в 500 мл баночке может быть до 21 чайной ложки сахара, или 83,5 грамма! Представьте, что в стакан (250 мл) чая вы кладете 10 ложек сахара! Это втрое превышает дневную норму, рекомендованную ВОЗ. Для австралийцев детское и подростковое ожирение – крайне болезненная тема. У нас, скорее всего, ситуация не лучше, только об этом никто не печалится.

Еще один крайне важный вывод исследования – несмотря на то, что австралийская индустрия напитков брала на себя различные добровольные обязательства ответственно продавать энергетики, «целевое продвижение этих продуктов среди подростков определено как ключевой фактор потребления среди этой группы населения». В общем, ситуация та же, что и с вейпами – продукция выпускается якобы не для детей, но с тонким пониманием подростковой психологии. И в самом деле, тяжело предположить, что товар заточен на взрослых, если на банке красуется надпись «Рок-звезда» или «Полный газ!». Соответственно, и продвигаются энергетики на мероприятиях, привлекательных для подростков, - таких, как музыкальные фестивали и соревнования по экстремальным видам спорта.

Как видите, с далекой Австралией у нас в этом аспекте больше общего, чем разного. И тут, и там три заинтересованных стороны – несчастные родители, которые беспокоятся за здоровье своих детей; неуправляемые подростки, обуреваемые тягой к самоутверждению; хитроумная индустрия напитков, заявляющая о своей «ответственности», но не выпускающая юное поколение из когтей провокационного маркетинга.

И лекарство везде годится одно и тоже, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения – акциз на энергетики, как наиболее опасный вид сахарсодержащих напитков. И запрет на продажу подросткам – не на пользу им кофеиновый допинг…

Поделиться:

Теги: акциз исследование лобби энергетические напитки