Главная \ Зарядись энергией! В последний раз…

Зарядись энергией! В последний раз…

Предыдущая Следующая
Зарядись энергией! В последний раз…
Зарядись энергией! В последний раз…

 

Вполне может быть, что энергетические напитки несут часть ответственности за очень болезненную для Казахстана проблему.

«По классификации ВОЗ, Казахстан входит в третью группу стран с высокой статистикой суицида, где суицид является первой и лидирующей причиной смертности от неестественных причин среди подростков и молодежи» - констатирует Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), по результатам своего масштабного исследования. Каждый день кто-то из казахстанских детей делает попытку уйти из жизни, и каждому второму эта попытка удается.

А в октябре 2016 года вышло исследование Park, S., Lee, Y., & Lee, J. H.  «Связь между потреблением энергетических напитков, сном, стрессом и суицидальностью у корейских подростков» (https://nutritionj.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12937-016-0204-7). В исследовании приняли участие 68 043 школьника в возрасте от 12 до 18 лет, - цифра, внушающая доверие. Была выявлена значительная связь между потреблением энергетических напитков и негативными последствиями, такими как неудовлетворенность сном, сильный стресс, депрессивное настроение, суицидальные мысли, план самоубийства и попытка самоубийства. Школьники, употреблявшие энергетические напитки пять и более раз в неделю, в 7 раз чаще пытались уйти из жизни, чем те, кто употреблял энергетики реже раза в неделю.

Причем добросовестные корейские исследователи признают – «данные о потреблении энергетических напитков и попытках самоубийства могли быть занижены по поводу раскрытия связи попыток самоубийства и частого употребления энергетических напитков. Поэтому необходимы будущие исследования для дальнейшего выяснения причинно-следственных связей».

А ведь и в самом деле! В ранние двухтысячные годы детских суицидов в Казахстане было относительно немного. Ничто не предвещало, что наша страна станет лидером антирейтинга. Но вот в 2006 с конвейера местного предприятия сошел первый в РК энергетический напиток, а потом бренды энергетиков повалили десятками. Совпадение или нет, но уже в 2008 году Казахстан занимал первое место в мире по суицидам среди несовершеннолетних обоих полов в возрасте 15-19 лет.

Продажи энергетических напитков продолжали расти. Как и количество самоубийств - к 2014 году у Казахстана было второе место по показателям смертности от "неестественных причин" среди 15-19-летних. Последние годы ситуация с детским суицидом «стабилизировалась» - за 2020 год 144 смерти и 307 попыток, 2021 год – 175 (373), 2022 год – 155 (309). Популярность энергетических напитков среди детей не падает.

112

По данным Национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ), от одного до пяти-шести раз в неделю энергетические напитки употребляют 17,5% детей. В опросе участвовали более 8,5 тысяч школьников 11-15 лет из 20 регионов Казахстана.

Индустрия успокаивает - казахстанцы ежегодно потребляют 215,9 млн литров энергетиков или 10,9 литров на человека в год, или 9,5 мг кофеина в день, и «это безопасная доза даже для новорожденных детей». Вот только проблема не с новорожденными, а с теми 3% казахстанских несовершеннолетних, которые, согласно данным НЦОЗ, пьют энергетики каждый день!

Что заставляет их делать это? Кофеиновая абстиненция? Навряд ли все так просто! Индустрия подталкивает ребенка к опасному поведению. На этом держится весь их маркетинг.

Вспомните пафосные рекламные слоганы производителей энергетиков – сплошь «Глоток энергии», «Дикая энергия» или «Зарядись по полной» - и это все про 130 мг кофеина? «Узнай, на что ты способен», «Ты все можешь», «Вкус победы», «Открой себе силу!» - скромность их второе имя! «Пламенная страсть», «Другая реальность», «Заряд на две жизни» - а вот двух жизней у детей, к сожалению, нет!

Подросток, поглощая кофеиновые растворы, наивно ожидает перевоплощения в супермена и немедленного решения всех своих проблем. Психика школьника и без кофеиновой плетки неустойчива, - гормональные бури, воспаленное самолюбие, крайняя чувствительность к чужой оценке. И очередного горького разочарования его душа может и не выдержать…

Так и получается, что родители и индустрия тянут подростка в разные стороны. Родители отчаянно желают, чтобы их ребенок был умненьким-благоразумненьким и никогда не ввязывался в сомнительные затеи. А индустрия шепчет – «Зарядись дикой энергией! Отбрось реальность! Докажи им всем! Вперед!».

И ребенок делает решительный шаг вперед. Иногда последний.

Поделиться:

Теги: лобби ССН энергетики