Акциз на сладкие напитки - бизнес уже уходил навсегда, но вернулся и упал в обморок
Российский Минфин захотел ввести в России акциз на сладкие напитки. Для обсуждения этого богоугодного дела 14 апреля должно было состояться собрание, на коем собирали представителей рынка газировки. Среди них заявлена и компания PepsiCo, которая вообще-то ранее громко хлопнула дверью, объявив о приостановке своей деятельности в России, но вдруг резко передумала и решила вернуться – не иначе, как для того, чтобы открыть глаза Минфину.
Свою душевную тревогу производители сладких напитков излили изданию «Коммерсантъ». Как и следовало ожидать, эта мера грозит «сокращением производства безалкогольных напитков на 8–9% в год, потерей рабочих мест в отрасли, снижением прибыли производителей, а также ростом потребительских цен, в которые акциз будет полностью перенесен» (как будто не ради уменьшения ценовой доступности все это и затевалось! – прим. авт.). Эта идея крайне несвоевременна, поскольку российский сахарный рынок и так находится в кризисе (и тут же приводят цифры, что на газировку уходит всего полтора процента российского сахара – прим. авт.)
Введение акциза грозит серьезным увеличением нагрузки на производителей и потребителей. Вряд ли инициатива своевременна в текущих условиях рекордной инфляции, введение акцизов на сладкие напитки потребует масштабных законодательных изменений, в том числе на уровне Таможенного союза, и разработки особого механизма администрирования. Вряд ли столь сложная идея реализуема в сегодняшних условиях. Целесообразно вообще отказаться от этой инициативы, в крайнем случае — отложить вопрос до того, пока рак на горе не свистнет стабилизации экономической ситуации в стране. Строго говоря, примерно так и происходит – российский Минфин жует эту тему с середины 2021 года, она занесена в категорию «перспективных», и, по мнению источника “Ъ”, скорее всего, чиновники решат заморозить проект до конца года.
А где контрабанда? Непорядок! Такой аргумент должен иметь быть! Табачники, в ответ на повышение акциза, всегда поднимают вой про ужасы черного рынка – неужели производители лимонада и их лоббисты промолчат? А, вот оно – «В Минсельхозе также не поддерживают данную инициативу. Там заявили “Ъ”, что применение акцизного регулирования может привести к рискам в виде роста цен, снижения производства и потребления безалкогольной продукции, а также сокращения числа производителей и формирования нелегального рынка, что нивелирует эффект от поступления акцизных сборов».
Ну что тут сказать? Все это было бы смешно, если бы не было столь печально. И если бы регулятору Республики Казахстан тоже не предстояло пройти этот путь обсуждения акцизов на сахарсодержащие напитки – с обязательными истериками, паданьем в обморок и угрозами наложить на себя руки. И тоже индустрия будет убеждать, что делать это нельзя, а если все же, по примеру стран цивилизованных, акциз придется вводить, то давайте не сейчас, давайте потом, давайте когда-нибудь… Как если бы диабет, ожирение, инфаркт и метаболический синдром, убивающие казахстанцев тысячами, твердо нам пообещали – да, можно и попозже – мы подождем!