Табачники снова контратаковали, и снова отступили. На этот раз в Кыргызстане
Что упрощает разборки с табачниками и их верным лобби, так то, что они вполне себе предсказуемые. Если где-то в их священных книгах прописана определенная модель поведения, «генеральная линия партии», то они будут маниакально воплощать ее в практику снова и снова, - и в той стране, и в этой.
Казалось бы, едва полгода минуло, как пятеро отважных казахстанских мажилисменов и один секретарь Алматинского областного акимата вздумали переделать неправильный, с их точки зрения, Налоговый кодекс. Их ничуть не смутило, что он имеет силу закона, что его принятие обсуждалось многократно, что депутаты проголосовали, что президент подписал. Поезд, по идее, давно ушел. Но…
Но все эти законотворческие процедуры, с точки зрения пятерых парламентариев, не имели никакого значения, Кодекс все равно надо было перекроить. Почему? Потому что на непомерные казахстанские акцизы шибко-шибко ругалась компания Philip Morris: переделывайте все к чертовой матери, а иначе фиг вам, а не табачные инвестиции. Ну, чем не повод для того, чтобы обнулить подпись президента и не сделать так, как просят хорошие люди?
В Казахстане этот номер по заявкам иностранной компании не прошел – однако табачники не унывают, и тот же самый сценарий они начали прокручивать и в Кыргызстане. Там еще раньше, чем у нас были приняты изменения в Налоговый кодекс, ограничивающие аппетиты табачных компаний. Кыргызское налогообложение даже прогрессивней нашего – акцизом в 100 сомов облагаются системы доставки никотина и электрические его испарители, в казахстанском Кодексе этого нет. 28 сентября 2022 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал законопроект "О защите здоровья граждан КР от последствий потребления табака, никотина, воздействия табачного дыма и аэрозоля". Какого рожна табачному лобби еще надо?
Но вот – на рассмотрение министра экономики и коммерции КР Амангельдиева поступает предложение депутата Акылбека Тумонбаева. Фигурировали в этом деле и другие избранники народа, но Тумонбаев – случай особый, общественно-специфический, - он зять президента. В восточной стране это уже почти должность, сами понимаете. И что же он предлагает?
Отменить акцизы на электронные сигареты и другие испарительные электрические системы доставки никотина, резко уменьшить акцизы на стики и жидкость для вейпов, ограничить рост акциза на сигареты. Отменить принятый в настоящее время поштучный способ налогообложения стиков нагреваемого табака, вместо этого, как в мечтах табачников, начислять акциз на килограмм содержащейся в стиках табачной смеси. Изменить порядок нанесения кодов маркировки, что позволит табачным компаниям сэкономить на акцизном налоге около 10% ежемесячно. Установить пятилетний план увеличения ставок акцизного налога на табачные изделия – в смысле, в год по чайной ложке.
Чем поражает кыргызстанская специфика, что торчащие из этих предложений на целый километр уши табачных компаний Больше Чем Депутат даже не попытался как-то замаскировать. Ну, в одном месте своего послания что-то бросил вскользь про справедливость налогообложения, в другом ни к месту приплел контрабанду, опять же без подробностей. Как будто избирался он по Ричмондскому избирательному округу в США и там же давал свои предвыборные обещания (в Ричмонде у Филип Моррис штаб-квартира).
Но, к счастью для граждан Кыргызстана и к чести для депутатов, входящих в Комитет Жогорку Кенеша по бюджету, экономической и фискальной политике, пока ситуация выглядит обнадеживающе. Кабинет министров выступает против снижения акцизного налога на табачную продукцию, заявил министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев. Заместитель председателя комитета Дастан Бекешев предположил, что "кое-кто вставил кое-кому", поэтому даже обсуждение состоялось 13 марта, раньше установленного времени. Может быть, что свою скромную роль сыграла антипремия «Грязная пепельница», которой Евразийская коалиция против табака отметила немеркнущие заслуги Тумонбаева и остальных разработчиков протабачной поправки. Но…
Но уже сегодня в заголовках кыргызстанских изданий замелькали крикливые заголовки – «Разные ставки акциза на табак в ЕАЭС поддерживают нелегальный оборот», «Почему повышение табачных акцизов на руку теневому бизнесу», «Почему акцизная политика государства никак не помогает системе здравоохранения»… Ясно, почему! Потому что табачная индустрия удар держит и не сдается никогда! Даже в самой безнадежной для них ситуации. В этом они тоже предсказуемые…