Как Филип Моррис вербует своих сторонников
Откуда берется табачное лобби? Завесу тайны приоткрывает свеженький, сентябрьский выпуск A GLOBAL TOBACCO INDUSTRY WATCHDOG – организации, которая знает о табачниках гораздо больше, чем тем бы этого хотелось. Предлагаем вам сокращенный перевод и пересказ обзора, с непременными комментариями.
Когда десяток журналистов сразу вдруг одновременно начинают писать практически одинаковые статьи, восхваляющие новые курительные дивайсы, или парламентарии требуют экстренно внести поправки в уже подписанный Президентом законопроект, или никому доселе не известная, материализовавшаяся из тумана организация начинает остро переживать за средства, выделяемые на ЗОЖ – всем понятно, что это жу-жу-жу неспроста. Слишком уж голубые наивные глаза у этих неожиданных правдорубов. Но как конкретно действует механизм лоббирования, чем приводится в движение?
Ответ банален – деньгами! А источником этих денег является созданный в сентябре 2017 года компанией Philip Morris International (PMI) Фонд табачной промышленности «Мир без дыма» (Foundation for a Smoke-Free World). Средств Philip Morris не пожалел – на Фонд выделят 960 миллионов долларов США в течение 12 лет.
PMI является единственным спонсором Фонда, но это страшная тайна. В отчетах, финансируемых Фондом, нигде не упоминается, что весь банкет за счет PMI.
Однако всякое тайное быстро становится явным, и после объявления о запуске Фонда в 2017 году ВОЗ объявила, что не будет сотрудничать с Фондом и призвала правительства и общественность, все сообщество здравоохранения принять ту же политику.
Причина создания Фонда – усиление во всем мире борьбы против табака и повсеместное снижение социальной приемлемости курения, что самым удручающим образом сказалось на прибыли и репутации табачной промышленности. Ее продажи, особенно в странах с высоким доходом, сокращаются.
Вслед за ведущими державами чрезмерно суровое, с точки зрения PMI, регулирование табачного оборота принимают такие важные страны с огромным количеством курильщиков, как Бангладеш, Индонезия, Индия, Пакистан, Филиппины, Таиланд и Вьетнам. Однако в PMI бодро заявили, что «еще не вечер» - “It is not all gloom and doom.” И стали думать.
Отрасль нуждается в новой корпоративной стратегии по восстановлению своего публичного имиджа, ребрендинге. Лучше всего - навязать себя в качестве партнера общественного здравоохранения, предложить некий звучный нарратив о своем бизнесе и продуктах, который должен запудрить мозги потребителям и вызвать положительный ответ правительств.
Этого Philip Morris решил добиться внедрением новых никотиновых и табачных изделий, которые они окрестили «продуктами с пониженным риском». В 2014 году PMI выпустила новый продукт для нагревания табака IQOS, описанный как «бездымная сигарета», но до 2016 г. на него приходилось менее 1% продаж. Другие новые продукты от PMI включали электронные сигареты, снюс и никотиновые капсулы. Когда стоит вопрос о выживании, это здорово стимулирует креативные способности.
Разумеется, весь этот «пониженный риск» или «меньший вред» - маркетинговый ход, а не медицинский факт. Независимых исследований на самом деле немного, в отличие от тех, которые щедро финансируются табачной индустрией через вышеупомянутый Фонд. В настоящее время нет достаточных доказательств того, что эти продукты менее вредны или эффективны для прекращения курения, утверждения табачной индустрии отвергаются или оспариваются. Но это и не важно, все околонаучные потуги компании – не более чем составная часть маркетинга и продвижения.
Кстати, нет никаких признаков, что за 6 лет после того, как в 2016 Philip Morris провозгласил «свободное от дыма будущее» и объявил о своей трансформации, компания распрощалась с производством обычных сигарет или остановила их продвижение на рынке. Как реалистично отметили в PMI, «Мы также признаем, что наша роль в этой трансформации должна быть профинансирована от нашего существующего табачного бизнеса»; «, следовательно, в ходе трансформации мы намерены оставаться ведущим международным производителем сигарет».
Чистая выручка компании составила 31,4 млрд долларов США в 2021 году. Основная часть прибыли по-прежнему идет от продажи обычных дымящихся сигарет.
В 2021 г. было продано около 625 миллиардов сигарет во всем мире.
***
Но вернемся к Фонду табачной промышленности «Мир без дыма» - (Foundation for a Smoke-Free World). На что они собираются потратить выделенный им почти миллиард долларов?
О, у них куча идей! Фонд эффективно работает в качестве отдела по связям с общественностью и лоббистского подразделения PMI. Организации, получившие гранты от него, стали новыми голосами для продвижения интересов и продукции PMI.
В 2019 году PMI запустила глобальную кампанию UNSMOKE у которой есть два специализированных веб-сайта: “Unsmoke Your World,” и “Unsmoke YourMind”. Отчет STOP’s Addiction at Any Cost бросил вызов основанным на РКБТ ВОЗ законодательствам.
В июне 2022 г. был принят добровольный маркетинговый кодекс для нагреваемого табака. Об этом объявлено через финансируемый Фондом «Tobacco Transformation Index». Смысл этого кодекса, - придумать для себя любимых, то есть производителей нагреваемого табака, безобидные правила и мнимые ограничения, не дожидаясь, пока это сделают правительства. Сразу скажем – не сработало. Примерно в 40 странах правительства запретили новые виды потребления никотиновой и табачной продукции, во многих странах оно строго регулируются.
В своем внутреннем стратегическом документе от 2014 года PMI заявила: «Мы ощущаем нехватку идеологических аналитических центров и организаций налогоплательщиков на многих рынках». Зато сейчас проблем нет, - с момента своего основания Фонд искал по всему миру и задействовал группы, готовые поддержать стратегию PMI иметь «надежных мессенджеров». Конечно, не просто так, - на сегодняшний день Фонд предоставил около 200 грантов более чем в 40 странах, (в том числе и в Республике Казахстан. Некие "Здоровые инициативы" (Украина) изучали у нас вопрос о состоянии и пробелах в политике борьбы против табака. Пробелы, надо полагать, интересовали их особенно остро).
Эти группы лоббирования стараются дать обоснование своим местным правительствам, - как запустить в широкий оборот новые табачные изделия PMI. Делают они это, конечно, не экспромтом, а в строгом соответствии с генеральной линией PMI и тщательно проработанными формулами (в PMI их называют «однострочниками»):
- Нагреваемый табак – более безопасная альтернатива курению
- Установка «бросай курить или помрешь» не работает, есть третий путь.
- Надо переходить на сигареты «пониженного риска» (концепция «меньшего вреда»)
- Никотин не вызывает рак, он относительно безвредный
- Электронные сигареты на 95% безопаснее обычных сигарет
И самое главное, ради чего все и затевалось:
• Должно быть «регулирование, пропорциональное риску», то есть для нагреваемого табака налоги надо сделать меньше, чем для сигарет.
Кто может входить в табачную дружину, кого именно кормит Foundation for a Smoke-Free World?
Кого там только нет! Ответ дает нечто вроде списка заповедей, которыми руководствуется Филип Моррис в своей лоббистской деятельности, взят из 2014 Philip Morris International’s Corporate Strategy, Recreated from PMI’s “Corporate affairs approach and issues”. Для начала риторически вопрошается – чего мы хотим? Вот чего, оказывается, они желают:
• Никаких сюрпризов! (Ну-ну!)
• Система раннего предупреждения на местах
• Правильное мышление – «здоровая паранойя» (Здоровую дозу аминазина им в помощь!)
• Политические игры, полное политическое участие (О как!).
• Создание союзников в нескольких министерствах (И мы даже догадываемся, в каких именно).
• Возможность влиять на инфлюенсеров
• Полная карта политической власти (Не меньше!)
• Формирование общественного мнения.
• Взаимодействие со СМИ. (Судя по количеству протабачных публикаций в казахстанской прессе, проходит в высшей степени успешно).
• Умение найти правильный ход
• Возможность продавать истории прямо и косвенно
• Установить отношения с ключевыми журналистами (Как же, как же, знаем поименно)
• Сорвать низко висящие плоды (использовать очевидные решения и полезных идиотов).
• Используйте ваших сотрудников (А куда они денутся, как патриоты своей компании?).
• Альянс заслуживающих доверия посланников
• Построение коалиций с третьими сторонами
• Коммерческие, торговые и розничные организации, организации по борьбе с контрафактной продукцией, аналитические центры и политические группы
• Создание критической массы (Лишь бы не плутония).
• Способность мобилизовать широкие группы (На баррикады?)
• Мобилизация ритейлеров (Видели это много раз)
• Мобилизация производителей
• Мобилизация потребителей
• Маркетинговые и рекламные организации
• Эффективное использование консультантов-лоббистов
• Открыватели дверей (Золотым ключиком?)
• Стратеги (Кто бы это мог быть?)
• Спин-докторы (Оказывается, так на западе называют пиарщиков).
• Правильные сообщения
• Специфическая маркетинговая аргументация
• Юридические заключения
Чем-то этот список напоминает «Апрельские тезисы» В.И. Ленина – «в первую голову захватить мосты, потом банки, потом центральный телеграф и телефонных барышень…». Филип Моррис предстает не как коммерческая, а как почти политическая организация, ставящая перед собой амбициозные цели. Как говаривал тот же Ильич, «идея становится силой, когда овладевает массами». Но как это добиться? Организовать Фонд и выделить 960 миллионов долларов…