Главная \ Экономист Марат Каирленов - быстрого роста цен на нагреваемый табак не будет

Экономист Марат Каирленов - быстрого роста цен на нагреваемый табак не будет

Предыдущая Следующая
Экономист Марат Каирленов - быстрого роста цен на нагреваемый табак не будет
Экономист Марат Каирленов - быстрого роста цен на нагреваемый табак не будет

Мажилис Парламента РК недавно жестоко обидел компанию «Филип Моррис Казахстан», приняв решение в будущем увеличить акциз на нагреваемые стики для IQOS до 70% от акциза на сигареты. Ковбоев Мальборо это категорически не устраивало, они хотели около 25 процентов. Как водится, у табачников молниеносно нашлись неподкупные защитники, и ОЮЛ «Лига потребителей Казахстана» выступила с гневной петицией напрямую к Главе государства.

«В результате резкого роста акциза на нагреваемый табак одна пачка стиков для бездымного нагрева будет стоить 900– 1000 тенге, в то время как пачка сигарет будет стоить всего 650 тенге», - возмущаются представители Лиги - «Фактически это означает стимулирование потребления сигарет в стране».

Однако как-то странно: акциз на стики будет 70% от сигаретного, что в полтора раза меньше, - а стоить пачка стиков будут 1000 тенге, что в полтора раза больше пачки сигарет? Где логика?

Мы решили не гадать, а обратиться за комментарием к специалисту, - кандидату экономических наук, экономисту-исследователю, директору консалтинговой компании Ulagat Consulting Group Марату Каирленову.

- Неужели с увеличением акциза цены на стики неудержимо рванут вверх?

Маловероятно! Сейчас налоги в цене стиков составляют около 12 процентов. Предлагаются изменения в законодательстве по двум направлениям: повысить акциз на стики до 70% акциза на сигареты, и брать акциз не с килограмма табака, а поштучно. При таких изменениях доля налога в пачке стиков будет составлять около 30 процентов. Много это или мало? Для обычных сигарет этот показатель вдвое выше, но мы не видим средней цены сигарет по тысяче тенге за пачку.

Кроме того, надо понимать, что автоматического превращения акциза в цену не происходит. В экономике это называется «эффект переноса». Нацбанк его принимал за 12%, наши исследования показывали ближе к 45%. Цена продукта складывается из налогов, себестоимости и маржи. Маржа производителя позволяет ему балансировать, не задирать цену.

- Если я Вас правильно понял, цена стиков не более чувствительна к акцизу, чем цена сигарет?

- Гораздо меньше!

- Но как же так? Сигарета – примитивное изделие с крайне низкой себестоимостью, а про стики табачники твердят, что это нечто высокоинтеллектуальное, высокотехнологичное – тогда стик должен иметь бОльшую себестоимость?

- Во-первых, давайте различать электронный многоразовый нагревательный прибор для потребления нагреваемого табака и сам стик. Стик сравним с сигаретой, особых технологических сложностей в нем я не вижу.

Мы проводили небольшой опрос экспертов из отрасли, и вышли на такие оценки, что маржа, чистая прибыль компании при производстве стиков достигает 60 процентов. А налоги составляют сейчас 12%! Ну, даже если они и вырастут до 30%, - прибыль позволяет не повышать особо цены! Компания может легко поглотить акциз за счет маржи. Ну, снизиться чуть-чуть маржинальность. А общество только выиграет.

- А как Вы думаете, на каком уровне табачные компании будут удерживать цену стиков по сравнению с ценой на сигареты? Какую тактику они выберут?

- Это зависит от многих факторов – налогообложения, потребительского спроса… Но в чем, на мой взгляд, главная опасность стиков – мы долго говорили: табак – это вредно. Тут появляются стики, и почти состоялась подмена понятий. Нагреваемый табак позиционируется как менее вредный – говорят, что в 10 раз. Молодежь смотрит - не вредный, высоко технологичный, запаха нет… Граница дозволенного стирается. Это привлекает молодых потенциальных курильщиков.

Дело же не в том, что курильщик перейдет с обычных сигарет на электронные, сократит вред, бросит… Ведь идет и обратный процесс! Нагреваемый табак затянет и тех, кто не курил!

Поэтому мне кажется, что табачники будут держать цену стиков вполне сопоставимую с сигаретами. Здесь большого разрыва не будет. Ведь они нацелились и на привлечение текущих курильщиков, и прочих, - пока некурящих.

 

 

Поделиться: