Главная \ Цыплята табака – жирные и непуганые

Цыплята табака – жирные и непуганые

Предыдущая Следующая
Цыплята табака – жирные и непуганые
Цыплята табака – жирные и непуганые

 

Любопытно было поприсутствовать на заседании Рабочей группы ЕЭК по разработке Техрегламента на табачную продукцию. Знаете, чем они там занимаются? Яростно дискутируется вопрос: табак – это табак, или он вообще не табак?

Если вам кажется, что членам рабочей группы, - чиновникам, медикам, всякого рода общественным деятелям, представителям специфического бизнеса, - просто делать нечего, то вы глубоко ошибаетесь. На кону – многие миллионы долларов!

Что содержится в стиках нагреваемого табака для IQOS – табак или никотин? Чур, и то, и другое не называть! Если вы скажете – «табак», то стик попадает в Техрегламент в раздел табачной продукции 035/2014. Фактически, в один окоп с сигаретами, и, вместе с ними, подвергается всем репрессивным мерам – акцизному налогу, запрету рекламы, устрашающим картинкам на пачках, специальной маркировке и многому прочему. Сигареты гнобят уж полсотни лет по всему цивилизованному миру, и приравнять стики к ним – не лучший для табачников вариант.

Но если стики нагреваемого табака классифицировать как никотинсодержащие изделия, то они волшебным образом оказываются на просторной опушке без законодательных ограничений, где на свободе резвятся ароматные вейпы и прочие «менее вредные», налоги смешные, государственные границы прозрачны. А главное - подрастающее поколение поставляет бесконечный поток все новых и новых никотинзависимых клиентов.

Поэтому табак в стиках сразу оказался «не той системы», а чинная чиновничья дискуссия в столь почтенном собрании быстро перешла в состояние плохо прикрытой войны, где все приемы хороши, даже откровенно подлые. В ход пошло все – от базарных попыток переорать оппонента до искусно симулируемого слабоумия, когда дело касается доводов другой стороны.

- Мы ясно понимаем, что это изделие сделано из табака, но пытаемся его включить в Технический регламент изделий, которые не сделаны из табака, исключив из числа изделий, которые сделаны из табака! Абсурд! - возмущается представитель Минздрава Армении Александр Базарчян. – В этом кроется вся абсурдность нашей дискуссии! Мы пытаемся сказать, что дважды два – не четыре, а пять! Вот пять – и всё! Это называется нагреваемым табаком, но это не табак!

Причем интересно, что линия фронта прошла вовсе не по государственным границам. На одной стороне стихийно возник союз Миздравов пяти стран – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России.

Минздравам отступать некуда. Любой маркетинговый успех табачных компаний означает для системы здравоохранения тысячи и тысячи новых больных. За спиной медиков – серые стены онкологических отделений, кинжальная инфарктная боль, ужас смертельных приговоров на скромных бланках лабораторий… Ну и, наверное, особая врачебная честь, - как уж повелось испокон веков: «служа другим, сгораю сам».

Но и оппоненты у представителей здравоохранения были очень даже мотивированные. Люди от Филип Моррис Интернешнл, люди от Бритиш Америкэн Тобакко, какой-то «СПС Сигарон», лаборатория анализа табачных изделий, Всемирная организация стандартизации табачных изделий, и целый Всероссийский НИИ Табака и Махорки! Не говоря уж о прочих бизнес-представителях и якобы нейтральных чиновниках, формально с табачными компаниями не связанных, но… но свечку никто не держал. Ребята атаковали, грызлись за каждый миллиграмм никотина, за ароматизаторы для вейпов, и даже пытались протащить в регламент почти везде запрещенные снюсы и никпэки. Свое численное преимущество над медиками они реализовали четко.

- Ни одно из предложений органов здравоохранения всех стран в проекте технического регламента не учтено! О каком компромиссе мы сейчас говорим? Чтобы мы отказались от всех своих требований? – говорит Виктор Зыков, представляющий Минздрав РФ. – Я напомню – Технический регламент разрабатывается для охраны жизни и здоровья человека! Этот проект позволит это сделать? Нет, не позволит!

А нам остается только вспомнить – ведь было дело, подписал Казахстан, как и все другие страны Таможенного Союза, международную Рамочную конвенцию по контролю над табаком. И там вроде бы был пунктик 5.3, обязующий подписантов «защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности». А тут эти самые корпоративные интересы всей толпой в Рабочей группе сидят и всем глотку затыкают. Забавно!

А теперь, - итог первого дня работы.

Компромисс оказался невозможен. Нельзя молиться двум богам сразу.

Или здоровье населения, или прибыль табачных компаний.

 

Особое мнение членов рабочей группы (экспертов от здравоохранения) по результатам обсуждения проекта «Технического регламента на никотинсодержащую продукцию» (далее – проект техрегламента), состоявшегося онлайн 5 апреля 2023 года с 10:00 до 17:00 по московскому времени.

 

Формат обсуждения Техрегламента во главе с разработчиком – МНЭ Армении (Варданян Наиры Николаевны), где мнение экспертов от здравоохранения, в том числе сотрудников Министерств здравоохранения стран участниц (далее МЗ) проигнорированы, спикеров зачастую прерывали, не давая до конца изложить позицию, а новый состав рабочей группы в подавляющем большинстве представлен табачной индустрией, не позволяет быть услышанными.

В связи с чем мы вынуждены констатировать, что проект техрегламента совершенно не отражает нормы, направленные на защиту жизни и здоровья граждан , а наоборот представляет угрозу общественному здоровью ввиду предъявления низких требований к никотинсодержащей продукции, наличия ароматизаторов в вейпах, наличия в объекте регулирования изделий из нагреваемого табака (далее - ИНТ), с целью представления его потребителям как менее вредного продукта по сравнению с другими табачными изделиями. Такой подход не только не будет регулировать новые продукты (IQOS, Glo, вейпы, никотиновые снюсы т.д.), но и будет способствовать их распространению и максимальной популяризации среди населения и детей.  

Мы констатируем, что полностью проигнорированы официальные позиции о включении изделий из нагреваемого табака в сферу регулирования действующего Технического регламента на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014), которая неоднократно была представлена в нескольких документах, а именно:

  1. Единое мнение пяти Министерств здравохранения Армении, Беларуси, России, Казахстана и Кыргызстана от 7 ноября 2022 года (прилагаем);
  2. Резолюция Всемирной организации здравоохранения от 7 ноября 2022 года (прилагаем);
  3. Официальная позиция Республики Казахстан, которая также была оформлена протокольным решением ЕЭК, где говорилось «о дальнейшей проработке» внесения изменений в ТР ТС 035/2014 с целью регулирования изделий из нагреваемого табака. При надлежащей работе по данному вопросу к изделиям из нагреваемого табака уже могли бы быть установлены требования в ТР ТС 035/2014. Таким образом, складывается впечатление, что работа по внесению изменений в ТР ТС 035/2014 затягивается исскуственно.

Вместе с тем, обсуждение в рамках рабочей группы 5 апреля подтвердило, что данное мнение экспертов будет и далее игнорироваться, поскольку состав рабочей группы представлен в большинстве своем табачной индустрией и взимодействующими с ними ведомствами в сфере экономики, промышленности и сельского хозяйства. 

Чтобы быть услышанными, мы представляем разработчикам и департаменту технического регулирования и аккредитации ЕЭК единую позицию экспертов, а именно:

  1. Изделия из нагреваемого табака должны быть включены в сферу регулирования действующего Технического регламента на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), с уточнением отдельных требований по выделяемым веществам и методам их определения.
  2. Никотиновые снюсы и все некурительные изделия (потребляемые путем сосания, жеванья или нюханья) могут быть отражены в проекте техрегламента исключительно в виде определения термина со ссылкой на регулирование на уровне национального законодательства, без установления каких либо требований, поскольку 3 страны ЕЭК (Казахстан, Кыргызстан и Россия) уже ввели запрет оборота данной продукции.
  3. Использование ароматизаторов и пищевых добавок в жидостях для ЭСДН необходимо запретить.
  4. Текст протокола заседания необходимо согласовать с членами рабочей группы и обязательно приложить вышеуказанные позиции ВОЗ, МЗ пяти стран и Республики Казахстан.  

 

Поделиться:

Теги: закон ИНТ никотин лобби