Что сильнее - кофе или энергетические напитки?
Почему люди так любят побаловаться кофейком? Среди тех, кто регулярно пьет кофе, распространено мнение, что чашечка напитка повышает концентрацию внимания и психомоторные функции. По этим причинам многие люди продолжают пить кофе, чтобы снять усталость, сохранить бодрость, улучшить когнитивные способности и повысить эффективность работы.
С нейробиологической точки зрения, кофеин действительно обладает хорошо задокументированным психостимулирующим действием, являясь антагонистом основных рецепторов аденозина в головном мозге — А1 и А2А рецепторов, что приводит к растормаживанию высвобождения возбуждающих нейротрансмиттеров и усилению передачи дофамина, что, в свою очередь, повышает метаболизм мозга и улучшить работу памяти.
Так-то оно так, но… Но вот только к кофеину, как и многим другим психоактивным веществам, развивается привыкание. И некоторые исследования показывают, что кофеин эффективно влияет на когнитивные способности и настроение, но только если его принимают люди, не пьющие кофе регулярно. Однако этот стимулирующий эффект может ослабевать из-за развития толерантности при каждодневном употреблении.
Тем не менее, завзятые кофеманы верность напитку хранят, его эффект ощущают и с годами дозу не увеличивают. Ученые научно-исследовательского института наук о жизни и здоровье (ICVS), Медицинского факультета Университета Минью, Кампус-де-Гуалтар, Брага, Португалия решили разгадать этот парадокс. Благо что у них на вооружении стоял аппарат МРТ Siemens Verio 3T (Siemens, Эрланген, Германия), и они сами могли воочию видеть на экране стимулирующий эффект воздействия кофеина на мозг, не расспрашивая о субъективных ощущениях подопытных.
Обследуемых, как и полагается, было две группы. В одной – завзятые любители кофе, не мыслящие без него прожить ни одного дня (36 человек). Во второй – индифферентные добровольцы, принимавшие соответствующий чашке кофе по концентрации раствор кофеина в горячей воде (85 мг на 100 граммов) – 47 человек. МРТ-исследование проводилось до и после приема напитка.
Долгие рассуждения ученых о задействованных в ходе эксперимента структурах головного мозга пропускаем вследствие полной их недоступности для дилетантов, приходим сразу к конечному результату. К удивлению исследователей, оказалось, что кофе обладает более сильным стимулирующим действием, чем соответствующий раствор кофеина, чего, вообще-то, с точки зрения «чистой» биохимии, быть не может. Тем не менее, кофе – действует. Кофеин – гораздо слабее. Нонсенс!
Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о том, что заставляет людей, привыкших пить кофе, продолжать пить кофе. Ученые были вынуждены признать, что какой-то фактор остался за рамками исследования.
Может быть, надо учесть долгое священнодействие ритуала приготовления напитка… Запах кофе… Цвет кофе… Маленькие чашечки… Густая пена… Неторопливое смакование… Знакомое чувство прояснения и прилива энергии… Причем данные эффекты не были получены и при употреблении эквивалентных других напитков, содержащих кофеин! Стало быть, человек – не столь предсказуем, как подопытный кролик, его психическая сфера столь же сильна и важна, как и физиологический компонент.
Кстати, это эмпирически открыли и пытаются использовать и производители энергетических напитков. Вспомните их пафосные рекламные слоганы – сплошь «Глоток энергии» да «Вкус победы», «Открой в себе силу» или «Зарядись по полной». Налицо попытка внушить клиентам состояние возбуждения, добрать психологически то, чего никак не может дать сам энергетический напиток.
Индустрия изо всех сил старается представить потребителей продукта, в их же собственных глазах, эдакими удальцами-молодцами, отмороженными мачо, любителями экстрима…
А кто же реальный клиент индустрии?
Мелкий клерк, офисный планктон, изо всех сил старающийся не уснуть при заполнении скучнейшей экселовской таблицы…